Ким Гарбуз

Местечковые Рассказы.

 

    Местечко! Это не просто место, где веками проживали бок о бок украинцы, русские, евреи, поляки, молдаване и представители других народностей, как-то турки, греки, гагаузы, цыгане - да и кого только не забрасывала туда судьба. Местечко - это своеобразный быт, традиции, культура. Белорусские, украинские, молдавские местечки - бывшая черта оседлости для подданных бывшей же Российской Империи Моисеева закона, а попросту российских евреев. Ни город ни деревня. Местечко, одним словом.

   - Ну я, положим, из Москвы - коренной москвич - возражает мне респектабельный господин в добротной и недешевой дубленке от Le Monty и ондатровой шапке, как у Члена ЦККПСС оттуда же.

   - А я из Ленинграда, то есть из Питера присоединяется к москвичу не менее солидный господин без дубленки и шапки, но в нейлоновой куртке и берете.

   - Да и мы не местечковые - с чуть-чуть заметной неуверенностью отзываются киевлянин и минчанин, не отличающихся по вншнему виду от москвича. Одессит скромно промолчал, что ему, конечно, не свойственно. Решил, видимо, вставить "своих пару слов" на финише спора.

   - Э, нет!- говорю им я - А ну-ка поройтесь, господа хорошие в своей родословной.

   А может быть ваш уважаемый папаша приехал в Москву из Жабокрича, а мамаша из Коростеня? А ваш дедушка, мой глубокоуважаемый ленинградец, привез вашу бабушку в Питер прямо из Томашполя или, в лучшем случае, из самого Немирова, хотя сам родился в Тульчине. И дома ваш дедушка разговаривал на сочном Идыш. Правда, на работе дедушка ваш пользовался русским языком, но это был совсем не тот русский, на котором вы мне только что возразили.

   С Киевлянином и Минчанином спорить не буду. Во первых, они и сами не уверенны в том, что не являются местечковыми, а,во-вторых ну какой же Киев или Минск город? Разве Киевский Подол можно назвать городом? Это тоже местечко, но не все дома там одноэтажные и передвигаются там не пешком. А наша Одесская Молдаванка? Это же вообще Суперместечко!Когда тетя Рива жарит скумбрию, то ли выловленную Зямкой в море, то ли купленную им же на Привозе, то вся улица знает, что сегодня будет "на обед" у Моргулисов. Здесь же, в местечке, разница между городом и деревней только в том, что жарит не тетя Рива, а тетя Песя и не скумбрию, а зачуханных карасиков, купленных тетей Песей на местечковом базаре(в местечке нет моря. А средой обитания вышеупомянутых карасиков служит колхозный пруд в близлежащем селе.) И обоняет эти рыбные запахи не одна улица, а все местечко. И не улица, а все местечко знает, что будет на обед у родственников Одесских Моргулисов-Томашпольских Моргулисов.

    Чтобы положить конец спору предлагаю моим оппонентам компромис.

   - Да вы уже не местечковые вы городские жители, но уехав из местечка ваши родители увезли его с собой. И разве не щемит у вас сладко сердце и не появляются на глазах слезы, когда вы слышите клезмерскую музыку или песни на идыш? Местечко осталось с нами как бы на клеточном уровне - оно живет в наших генах.

     Из местечка вышли многие знаменитости: ученые, врачи, инженеры, военные, артисты, спортсмены да и просто токари и слесари, часовые мастера, модные портные и парикмахеры, ставшие затем кутурье и гримерами. И даже среди директоров магазинов и ресторанов процент выходцев из местечка не мал.

     Местечко опустело.

 Бывших жителей бывшего местечка можно встретить сейчас в Израиле, Австралии, Канаде Германии, США-да где угодно! А Нью Йорк-это же, вообще, не только Столица Мира, но и Столица "местечковых".

     Ушли в небытие местечковый быт, обычаи и традиции. И только мы, "сверхшестидесятилетние", уже пенсионеры, и постепенно уходящее туда, откуда еще никто не вернулся, помним МЕСТЕЧКО. Помним клезмеров и пуримшпилеров (Пуримшпилеры-это по современному участники художественной самодеятельности с еврейским акцентом). Помним веселые еврейские свадьбы и печальные еврейские похороны. Помним местечковых мудрецов и совсем наоборот. И только от нас зависит сохранится ли в истории нашего народа этот пласт еврейской жизни. Передадим ли мы все это нашим детям, внукам и правнукам, Заинтересуем ли их! Так давайте же, в меру своего таланта и спосбностей напишем о местечке, в том числе и о Москве с Петербургом, о Киеве с Одессой, о Харькове с Минском и т. д. И, возможно, найдутся Издатели и Главные Редакторы, которые отложат в сторону коньюктурные соображения в виде доходов за рекламу и прочие сьюминутные выгоды, и соберут все эти Записи в одну Книгу и издадут ее. А наши наследники, спустившись с "достигнутых" вершин вспомнят, КТО ЖЕ ОНИ в самом деле, и в наших рассказах увидят вживую своего прадеда парикмахера Янкеля или мясника Хаима?

   Вот и я попробую описать местечко, в котором провел свои детские годы, его жителей- какими они остались в моей памяти со своими достоинствами и недостатками. А может мне повезет и кто-то прочитает мои рассказы! А?

 

ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ

      Вапнярка - это не совсем местечко в классическом его определении. Это скорее поселок. Крупный железнодорожный узел, связывающий Юг Украины и Молдавию с Донбассом и другими индустриальными центрами Восточной Украины. Во время войны, уже после освобождения от немецкой, оккупации фашистская авиация почти снесла поселок с лица земли. И долго еще вапнярчане отстраивали свои дома, налаживая послевоенную жизнь. Свое название Вапнярка получила от слова "ВАПНО", что в переводе с украинского обозначает "Известь". И в самом деле в окрестностях Вапнярки с незапамятных времен добывали и гасили известь- такой в прошлом необходимый строительный материал. И домики в Вапнярке и прилегающих к ней селах напоминали об этом. Они были всегда свежевыбеленными и с чуть заметной синевой. Эту синеву обеспечивала добавка к гащенной извести краски-"синьки". Синьку эту продавали в пакетиках на рынке предприимчивые вапнярчане. Для некоторых продажа синьки вместе с не менее дефицитными дрожжами была основным источником не очень то и (нормального) дохода. Ну не считать же доходом, могущим прокормить и воспитать детей, ту скудную пенсию, которую выплачивало "родное" государство вдовам погибших на войне солдат. Да и платили только на детей. Это в побежденной Германии солдатские вдовы и дети были более-менее обеспечены. А вот у  победителей все оказалось наоборот. За "великими" стройками недосуг было обращать внимание на каких- то там вдов и сирот, да и судьба и благосостояние отдельного человека не очень то интересовала власть предержащих. Изменилось ли теперь что нибудь? Не мне судить. Об этом могут сказать оставшиеся там ( если кто-то еще остался ).

     Если Жмеринку считать провинцией по отношению, ну,хотя бы к Киеву, Одессе или Виннице, то Вапнярка - провинция даже по отношению к Жмеринке. Правда, так было не всегда, в первые послевоенные годы жизнь в Вапнярке била ключем. Но об этом позже.

       Вапнярка расположена на взвышенности и с трех сторон окружена лесами: Цукровским, Цыганским и Черным. Городок окружают и почти сливаются с ним села: Цаповка, Колоденка, Вербова, Кислицкое и Цыганка. В 18 километрах находится райцентр-настоящее еврейское местечко Томашполь (уже провинция по отношению к Вапнярке).Откуда вы думаете произошло выражение " А ыц ын Паровоз?". Это вапнярчанин, который определяет время не по часам, а по гудку паровоза или по расписанию поездов, спрашивает томашпольца, что же это такое паровоз и видел ли тот это чудо техники. На что уязвленный томашполец и отвечает вышеупомянутой фразой. И пошла гулять эта фраза по городам и местечкам Российской Империи. В 22-х километрах от Вапнярки "расположился" городок Тульчин, а в 12 километрах, я извиняюсь, Крыжополь, чье имя часто фигурирует в различных юморесках как символ глубокой провинции. В Тульчине когда-то проживал А.В.Суворов, а также декабрист Пестель.   Именно в Тульчине он основал Южный Союз. В 7 километрах, если идти Цукровским лесом, находится бывшее имение Суворова Тыманевка. Неподалеку от села Тыманевка, в лесу, можно  увидеть три колодца с чистейшей родниковой водой, и не только увидеть, но и попробовать эту "живую"  воду. Эти колодцы были выкопаны " Чудо Богатырями"- суворовскими солдатами, и сохранились до сих пор в первозданном виде. Места здесь живописные! Грибы, ягоды, вкуснейшая родниковая вода и насышенный кислородом воздух явились причиной того, что потомство вапнярчан выростало не хилым и слабосильным, а наоборот, отличалось крепким здоровьем -физическим и моральным. Парни слыли завидными женихами, а розовощекие невесты сражали насмерть иногородцев. Очереди соискателей руки вапнярчанок не иссякали.

       - "Ви знете, Сема берет в жены а вапнярске мейдале"!- с гордостью извещала своих

   одесских родственников любящая Семина мама-" Я уже приглашаю вас к нам в Винницу на свадьбу".

       -Ну, раз мейдале из Вапнярки, то ваш Сема таки да успел. И мы таки да приедем." соглашались одесские родственники Семиной мамы, даже не подумав обидеться, что такое сокровище может быть не из Одессы.    Нет, автор, конечно, далек от мысли, что одесситки могут быть хуже, Боже упаси! Но, при всех их хороших и даже, можно сказать, прекрасных качествах у одесситок бывает один, для некоторых маленький, а для других чуть больший недостаточек. Если вы спросите меня " какой?", то сумею вам ответить:"Одесситки товар скоропортящийся. Среди одесситок чаще может попасться уже испорченый товар, несмотря на обилие соленной воды в виде Черного моря. Оправданием им может служить то, что в Одессе соблазнов больше, да и ребята покруче. Так что, чтобы успеть захватиь в Одессе свежий товар, нужно проявлять сноровку- пошевеливаться побыстрее".

        Вапнярка никогда не была удостоена чести побывать райцентром. Она всегда находилась в подчинении, но как ветренная девченка меняет своих воздыхателей, так и Вапнярка меняла "свои" райцентры. Наиболее продолжительное время Вапнярка находилась в подчинении у Томашполя. Некоторое время входила в состав Тульчинского района, и даже побывала "под Крыжополем".

 В составе Крыжопольского района Вапнярка состояла совсем недолго. Видно, вапнярчанам уж очень не нравилось почти неприличное название райцентра. Одно дело иметь такого соседа - с географией не поспоришь-, и другое- иметь все это у себя дома. А вывески?. Ну, например: "Столовая ?3 Крыжопольского Райпищеторга". Так и аппетит пропадет. Нажали вапнярчане на свои рычаги в областном центре (как теперь говорят, использовали свое лобби) и вернулись под кров, хоть и провинциального, но все же такого знакомого и родного Томашполя. Сказать, что Вапнярка городок без недостатков, было бы большим преувеличением. Нужно смотреть правде прямо в глаза, и смотреть, не прищуриваясь. Были они и есть они. Не будем их все перечислять. Плохого понемножку. Но вот об одном, и очень существенном, автор не в праве умолчать. Вы бывали в Вапнярке? А если бывали, то, надеюсь, летом или зимой. Потому что побывав там осенью, вам уже не захочется приезжать в этот городок, если не вообще, то, по крайней мере в эту пору года. Если мой читатель не москвич с ленинградцем, или житель любой другой Советской республики, а с Украины, то он помни (если учился в украинской школе или, по крайней мере, изучал украинскую литературу) отрывок из произведения М. Коцюбинского "Фата Моргана" Помните? "...ідуть дощі, холодні осінні тумани клубочуться...". Вот Это как раз про Вапнярку осеннюю. Вапнярка стоит на жирном украинском черноземе. И эти самые "дощі" превращают улицы, улочки и переулки в труднопроходимые "Пинские болота". Перемещаться по улицам, вообще-то возможно, но в спецодежде. Ботиночки, туфельки - это не обувь для осенней Вапнярки. Кирзовые("яловые" для более состоятельных вапнярчан) или, лучше всего, резиновые сапоги решали проблему передвижения. Только в такой экипировке вапнярчанин мог ходть на работу, на рынок и даже в гости друг к другу- будь то именины, сватовство или другие подобные мероприятия. Преодолев "полосу препятствий" и достигнув, наконец, цели, абориген тщательно отдирал прилипшие к обуви комя грязи (повторяю чистого чернозема) о специально укрепленную у каждого дома металическую скобу. Это был предваритльный этап "очищения". Уже в сенях пришелец снимал обувь и переодевался в, принесенную с собой, обувку. Иногда гостеприимный хозяин (это уже не в казенном учереждении) выдавал гостю тапочки. В начале декабря ударяли морозы и "следы" превращались в земляноледовую смесь, а лужи, замерзая, образовывали природные ледовые катки к большой радости детворы. Вапнярчане одевали зимнюю обувку.  Кто побогаче пользовался валенками, в том числе и фетровыми. Кто победнее носил "бурки" с калошами. Буркиэто "ножной ватник"-простроченные ватно-матерчатые чулки.  Позже выпадал снег. Неровности проезжей и пешеходной частей улиц скрывались под слоем снега до самой весны. Весной снег таял и осенний, но более краткосрочный вариант вапнярско-пинских болот повторялся. В шестидесятые годы проезжую часть главных улиц модернизировали, заменив брусчатку асфальтом. Очень качественный камень брусчатки был вывезен в неизвестном направлении. Надеюсь, он не пошел на строительство баррикад угнетенного пролетариата. Так как вапнярчане баррикад не строили и в каком либо революционном движении участия не принимали, то пропажу столь ценного для восстающего или уже восставшего пролетариата восприняли довольно равнодушно. Главное асфальт начал покрывать вапнярские улицы.

  

ЭКОНОМИКА

      Экономическая структура городка зижделась трех китах: железная дорога, сельское хозяйство, торговля и обслуживание. Станция Вапнярка - ее официальное наименование. Все железнодорожные службы как-то сама станция (вокзал), подъездные и маневровые пути, грузовая рампа, паровозное и вагоноремонтное депо, угольный склад и прочие вспомогательные службы подчинялись и руководились Котовским отделением Одесско-Кишиневской Железной Дороги. Даже школа-десятилетка носила название железнодорожной.

      Железная Дорога кормила большинство вапнярчан, а также жителей окрестных сел, которые не питали иллюзий в отношении получения материальных благ (а если проще, то просто выживания) от местных колхозов. Глава семьи, как правило, работал на железной дороге, а супруга гнула спину за "трудодни" в колхозе. Зато колхозникам положен был огород и разрешалось держать скот, что позволяло семье питаться " с огорода". Евреев -железнодорожников в местечке было всего несколько. Это стрелочник -орденоносец Шварцман, кассир Геня Газ, Затковетский, Беккерман, электрики Рубинштейн и Калика, инженер Изя Фих. Позже в железнодорожники подались супруги Зуберманы. Леня Зуберман возглавлял товарную службу станции, а его жена Роза работала диктором. Это ее голос информировал пассажиров о прибытии-отправке поездов, а также .что .. "Выход в   город производится через...калитку!!!"

       Вторым китом экономики являлось сельское хозяйство, вернее механизация С.Х.. МТС, МТМ, нефтебаза, маслозавод, Яйцебаза, Заготскот, Заготзерно, парочка обменпунктов( вапнярчане метко называли эти обменпункты ОБМАНпунктами). Большим подспорьем для вапнярчан были сады и огороды. И, наконец, третий Кит: Торговля и Обслуживание. В этой сфере было занято большинство    вапнярчан, проживавших в самом поселке, тогда как остальные "два Кита"-жел. дорога и обслужиавние сельского хозяйства кормило население, проживающее на периферии местечка. Торговые предприятия относились к различным ведомствам. К райпотребсоюзу относились торговые предприятия Вапнярского Сельпо: Сельмаг,Продмаг,Хозмаг, Чайная, многочисленные Закусочные(своего рода Рюмочные,а вернее, "Стаканные", где продавали водку на разлив), цех по производству безалкогольных напитков, во главе с бессменным начальником цеха и одновременно производителем сиих напитков Элыком Пинисом. Два колбасных цеха снабжали вапнярчан (и не только их) разнообразными, и, кстати, вкуснейшими колбасными изделиями. Жаль, что автор не имеет возможности угостить читающего эти строки вапнярской "кровянкой" или, например, говяжей ("воловьей") колбасой. Или сальтисоном. Такую вкуснятину уже давно не производят. А почему не производят? А потому, что нужно иметь    самое главное-качественное сырье. Ну что едят нынешние свиньи, коровы или разные там куры-утки? То, что им дают. А дают им не просто корм, а добавляют в него разные прибавки, в том числе и такие, которые стимулируют рост. Вот и получается: вес и рост есть, а вкуса нет.   Напротив, продукция молокозавода не отличалась особой изысканностью. Крестьянское молоко, творог и масло пользовались гораздо большим успехом у вапнярчан. Вапнярское мороженное тоже нельзя было отнести к шедеврам кулинарии. Хлебом вапнярчан обеспечивали две пекарни: Железнодорожная и Городская, а еще на рынке продавали хлеб домашней выпечки. Вот это был хлеб! Их хлеб можно было есть "без ничего", запивая водой. Кстати вода в Вапняркек тоже была особенная. Прежнее поколение помнит, что проезжая по железной дороге из Москвы, Киева, Львова в Одессу, пассажиры набирали воду  на станции Вапнярка в любую,имеющуюся в наличии тару. И пили как теперь пьют минералку, потому что это и была минеральная вода, только без газа и без рекламы.

 

ПАРИКМАХЕРСКИЕ.

       "Приличный" внешний вид мужской части населения поселка, то-есть стрижку и бритье обеспечивали парикмахерские. Их было несколько и конкуренция была жесткой. Парикмахер Юра Пустильник обслуживал исключительно железнодорожников и пассажиров, он носил звание "Желдор Парикмахер". И попробовал бы он обслужить не "свою" клиентуру! На рынке была своя парикмахерская, придававшая более-менее приличный вид колхозникам, прибывшим сюда для продажи своей продукции. Там, в основном, стригли "под бокс" и под "полубокс", если было, что стричь.

     Была ещё одно время парикмахерская Мишки Рыжего,  куда заходила местная интеллигенция. Заходили туда учителя и бухгалтеры, счетоводы и медработники не только стричься- бриться, но и обменяться, такими редкими в то время, книгами.

     Миша Рыжий имел приличную библиотеку, книги из которой предоставлял своим клиентам. Ну и обсуждали у него в парикмахерской литературные дела, как в писательском клубе. Миша Рыжий недолго "держал" парикмахерскую. Позже он перешёл работать вольнонаёмным в воинскую часть, где стриг солдат и офицеров Советской Армии, придавая им, требуемый уставами, вид. Мишка был не только парикмахером и книголюбом. Он ещё имел репутацию первоклассного танцора и сердцееда. Ну и ещё у него было хобби -охота. Он охотился, в основном, на зайцев, которых было видимо-невидимо в окрестностях городка. Вот эта охота и привела к трагическому концу. Миша заразился бешенством от лисицы, подстреленой им на охоте. Весь городок оплакивал смерть Мишки Рыжего- красавца, танцора, книголюба и просто замечательного парня. Миша был холостым, он собирался обзавестись семьёй. Не успел.

     Ещё одна парикмахерская находилоась на центральной улице. Работал в ней частник ("держал патент") Хаим Карпинский по кличке "Хаим Прак". Что означает эта кличка автору неведомо. Возраст Хаима не менялся- он всегда был старым. Автор не представляет себе Хаима молодым, поэтому не будет утомлять читателя описанием его внешности. Просто, это был круглый, лысый и очень пожилой еврей. По своему мастерству он не ходил в передовиках. Он знал три вида стрижки: "под нуль", то есть наголо, под полубокс и под бокс. Обычно он начинал стричь клиента "под бокс". И обычно то, что получалось после этого клиенту очень не нравилось. И Хаим начинал исправлять огрехи. Получался уже "полубокс". Вернее, он не получался, это просто Хаим уверял клиента, что это "полубокс". Если клиент оказывался непривередливым, то на этом процесс стрижки заканчивался. Клиент платил и уходил, чтобы никогда уже не вернуться сюда. Но, если клиент, видя своё отражение в зеркале после стрижки и понимая, что в таком виде показаться на улице неприлично, настаивал на исправлении "причёски", то оба Хаим и настырный клиент приходили к соглашению, что лучшим выходом из положения есть третий вариант-" под нуль". Этот вид причёски Хаиму удавался лучше всех.

    Клиенты у Хаима поэтому были, в основном , "одноразовыми". Если по улице шёл недостриженный или безволосый человек( конечно,иногородний), то было ясно, что он побывал сегодня в парикмахерской Хаима Карпинского. Приезжего люда в городке было много- крупный железнодорожный узел, как-никак- вот Хаиму и хватало на скромную жизнь.

      Ну а главным центром местечковой жизни была Центральная Парикмахерская.

      Это был клуб. Это была синагога. Это был ТАСС. Там знали не хуже Телеграфного Агенства Советского Союза обо всех мировых и местных новостях. Причём, в отличии от ТАСС, здесь не нужно было врать. Да, но и правду говорить опасно. На помощь приходили иносказания, притчи анекдоты. Автор уже описал Центральную Парикмахерскую в рассказе "Мойша", поэтому не будет повторяться.

      В этой парикмахерской трудились три мастера: Элык Дібров (заведующий) и два брата Яша и Фима. Здесь мастера могли выполнить любую модную стрижку- недовольных работой не наблюдалось. Братья Яша и Фима, кроме того часто выполняли роль " чистильщиков". Что это такое, спросите вы? Отвечаю: они чистили морды. Не только в смысле брили, но и в значении БИЛИ морды. Тяжеловес Яша и высокий, худой и жилистый Фима специализировались, в основном, в приведении физиономии, попавшего в их поле зрения и слуха антисемита, в то, что называется мордой. Били кулаками. Во избежании смертельного исхода никогда не пользовались орудием своего труда-опасной бритвой. Антисемиты, а это были иногородние, (местных антисемитов в городке, можно сказать, не было или, вернее, они не проявлялись. Евреи и украинцы, русские и прочие национальности в городке вполне мирно сосуществовали.) обходили Центральную Парикмахерскую стороной, становясь клиентами конкурентов.

 

   ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ.

   (Или Кооперация по потребности.)

  Сюда входили мастерские индпошива, сапожные мастерские (в том числе и частники). Главная мастерская индпошива находилась на главной же улице городка, естественно носящей имя создателя первого в мире государства рабочих и крестьян, В. И. Ленина. Лучшие портные-закройщики местечка трудились здесь. Если вы думаете, что эти самые мастера могли бы не то чтобы выполнить план, но и обеспечить своим семьям "кусок хлеба", занимаясь обшивом аборигенов, то вы сильно ошибаетесь. Кусок хлеба и выполнение производственных планов обеспечивали офицеры и сверхсрочники, находящейся в 2-х километрах от местечка, воинской части - ШМАС (Школа Младших Авиаспециалистов). А вот пошив костюмов-брюк для местного населения- это уже был кусочек масла на вышеупомянутый кусок хлеба. Почему не наоборот? Вы что не догадались, читая предыдущеие предложения? Если нет, а это свидетельствует, что вы либо слишком молоды, чтобы помнить способы приспособления к суровой действительности социалистической экономики, либо слишком стары, чтобы помнить как это вы делали сами. И не уверяйте меня, что, не будучи академиком и даже не кандидатом разных наук, вы на свою зарплату выучили двух-трёх своих отпрысков на инженеров, докторов или каких -нибудь экономистов. Ну хоть чуть-чуть нарушали ЗАКОН? Кабанчика закололи, отвезли сало-мясо на базар в район Донбасса, а справочку взяли у знакомого председателя колхоза, что вы самый что ни есть колхозник? Или были в Москве у родственника, достали там "Дефицит": ну там пальто-костюм-кофточку, да и продали по чуть-чуть завышенной цене? Или, имея специальность кровельщика, в выходные дни покрыли крышу дома какого -нибудь Мильмана оцинкованным железом . Заработали копейку. А налог родному государству уплатили? И, главное, а где вы достали оцинкованное железо? Ах. это Мильман достал? А с каких это пор оцинкованное железо стали продавать в советских магазинах частным лицам? Вот такие вопросы задаю я пожилому человеку, забывшему "правила поведения простого советского человека-по-тихонечку или на идыш-украинскому- поволеньке". А такие же вопросы задавали в ОБХСС (вспомнили это "Заведение")? Та вот, наши портные шили один-два костюма в месяц " местным", шили у себя дома и по вечерам и в основном, из материала заказчика. Правда, из трёх офицерских шинелей само собой получалось детское пальто. Но это уже зависело от кваллификации портного. Чтобы не повторяться, отсылаю Читателя к рассказу "Мойша": там более подробно отражена деятельность Главной Мастерской Индпошива.

   Женское население городка шило свою одежду у частников-модисток.

  Сапожная Мастерская находилась в районе базара, было ешё пару мелких мастерских, где обувь чинили "холодные сапожники". А вот уважающие себя граждане шили яловые и хромовые сапоги у известных сапожников Сержинского и Сираковского.

  

   БАЗАР.

 (или почему хозяйки дуют курам в...зад, а "Кидалы" находят "Лохов")

        Базар в Вапнярке - это не просто рынок. Это - ярмарка районого масштаба. Рынок работал вяло в обычные дни: так, несколько продающих и такое же количество покупающих. Зато 2 раза в неделю, по средам и воскресения он, рынок, становился именно ярмаркой. Это был филиал Одесского Привоза с поправкой на местные условия. Крестьяне - колхозники привозили на продажу всё, что производилось и произрастало в окрестных селах: овощи и фрукты, птицу, мясо и даже рыбу. Колхозы тоже вывозили свою продукцию, которая оставалась в их распоряжении после того как рабоче-КРЕСТЬЯНСКОЕ Государство прошлось метлой по их сусекам и закромам.

   Мясо продавалось в специальном мясном корпусе. Корову, свинью овцу просто так не продашь-тушу нужно правильно разделать при продаже. Одному нужно купить рёбрышки, другому нужна голяшка, третьему лопатка. Здесь специалист нужен. И были такие специалисты- Рубщики. В местечке их называли мясниками или "кацевами" на идыш. Самыми известными мясниками были Лейб Кацев, Хаим Кацев и его брат Дуня (тоже кацев). Фамилии этих достойных граждан автор не приводит в связи с "конфликтом интересов", как говорят юристы. Все трое являются его (автора) родственниками. Поэтому, если съязвить по их поводу, то значить потерять уважение других родственников, что крайне нежелательно. Если же хвалить и подчёркиваать только положительные их качества, то это будет выглядеть как клановое восхваление и читатель не поверит автору. Поэтому от описания мясного корпуса автор воздерживается. Да и кроме мяса на вапнярском базаре было на что посмотреть. Вот сценка, например: К крестьянке, торгующей курицами (их у неё три), подходит покупательница . Ха! Это же мадам Ройтман. Кстати, почему - то вапнярских дам выше определённого возраста называли мадам такая-то. Привожу диалог между мадам Ройтман и колхозницей

     -Добрый день, Марфа! Скилькы просыш за свое цыпля?

     -Добрий..! Цыпля? Вы що сказылысь, мадам Ройтман! Це курка така велыка як гуска. Кукурудзою я ии годувала.А вы. Ципля. 30 карбованцив прошу.

     -Двадцять!

     Мадам поднимает довольно увесистую курицу и дует ей в зад*

     - Двадцять пять.

     - Беру..

     Обе остаются довольными друг другом. А дула мадам Ройтман этой самой курице в ж...пу, чтобы определить её жирность.

     Идём дальше. Остановимся на минутку у государственного ларька. Там очередь за мясом. Можно, конечно, купить мясо в мясном корпусе, но там дороже.

     Мясник Беницион с размаху бросает на весы "мясную продукцию". Весы аж зашкаливают.

     - Побойся бога, Бенчик. Что ты мне костей набросал? Мой Вейвл эти кости мне в голову бросит, если я ему их на обед подам.

     - Слушай, Циля, ты что видела телёнка без костей, да ещё по 16 рублей за килограмм? Без костей вырезка продаётся в корпусе по 25 рублей. Иди туда.

    -Да, Бенчик, конечно у телёнка есть кости,но и мясо тоже должно быть на костях. А где оно здесь? Я знаю, что оно будет у тебя дома на обед. Вот твоя Соня подходит. Сейчас из подсобки заберёт домой мясо, которое когда-то росло на этих костях. Ты как орёл, Бенчик., так обрабатываешь животное, что одни кости и остаются нам, покупателям.

    - Не морочь мне бейцым, Циля. Берёшь или нет? Вот очередь начинает уже возмущаться.

     Очередь и правда возмущается:

    - Смотрите на неё! Мясо она хочет за эти деньги. Пусть твой драгоценный Вейвл заработает на мясо. А то, бугай здоровый больше дома сидит вместо того, чтобы обувь ремонтировать добрым людям как Сержинский или как Мотька - шистер. Оставим их продолжать "обмен мнениями и любезностями."

       Ещё дальше видим столик, который убрала вместе с его хозяином в 1950 году наша доблестная милиция. Столик передвижной. Он начинает передвигаться в известном его хозяину и помощникам направлении, периодически исчезая при появлении участкового милиционера и возвращаясь на место после его ухода.

     За столиком идёт азартная игра, называемая "Голова-ножки". Нужно правильно угадать одну из карт- тогда "банк" ваш. Банкир Коля "Хват" почти всегда в выигрыше. Проигрывает он почему-то только определённым лицам, а именно членам своей бригады, работающих подставой для привлечения "клиентов".

     Проходящий дядька смотрит как Вилька "Баламут", угадав карту, засовывает в карман своих клёшей пачку красненьких тридцатирублёвок.

  Дядька останавливается. На его лице отражается внутренняя борьба с самим собой.

     Только что он удачно продал два поросёнка и шёл в железо-скобяной магазин, купить гвозди и кое-что ещё по хозяйству. По поводу удачной продажи дядька пропустил стакан самогонки, купленной тут же у Машки Ветлицкой, и в голове его уже начинало "бродить легкое опьянение", которое со временем перестанет быть лёгким.

   "Попробовать и себе поиграть, что ли? Ну проиграю рублей сто не больше. А может повезёт и выиграю. Такие гроши да задарма. Вот шпингалету этому, смотри как повезло. А жинка, если будет шипеть, то побью суку!"  думал дядька.

    - Что сыграть хочешь, мужик? Аль тридцатки жалко? Может будет твоё счастье сегодня?-обращается к нему Коля "Хват".

    - А давай, трясця твоий матэри.

    Начинают играть. Мужик ставит червонец на кон. Коля- свой .

    Мужик выигрывает.

     Мужик ставит 4 червонца, Коля тоже -4.

    Мужик выигрывает.

     Возле них собираются "болельщики"

   - Ну даёт хлопец. Да он же Колю обчистит, молодец!

    Мужик слышит лестные отзывы о себе. Откуда ему знать, что это Колины помощники направляют игру.

    Мужик ставит 400 рублей и...выигрывает.

    - Ну всэ, пийду.

    - Куда же? Ты чё, хлопец, уходить, когда такая пруха? Давай, раздевай Кольку.

    - Давай, орёт мужик, войдя в раж. Ставлю 600 рублей.

    А это половина от выручки кабанчиков.

    Мужик...проигрывает.

    Остановиться бы! Да куда там. Коля со товарищи такие психологи , что дипломированным специалистам не потягаться с ними.

    Дядька ставит ещё шестьсот и... опять проигрывает.

    Всё, амба. Денег нет. И тогда он начинает соображать, что его элементарно надули.

    Он начинает орать, звать милицию.

    -Эй,дядьку, як тебэ зваты?- спрашивает Колин дружок Ваня Свист.

    -Петром менэ клычуть.

    - А меня Ваней зовут. Так вот, Петро, быстренько делай красивую походку в противоположную от нас сторону.

    - Як цэ?-никак не успокоится дядька.

    -Ну, ходи, ходи значит, пока своими ножками. И подальше, по возможности.

     Чудак дядька. Оглянись. Коли уже давно нет. Он сегодня "сделал план" и пока ты ищешь милицию, подельники делят "добычу".

     А "разведчик" внимательно следит за тобой. Если побежишь в милицию, то по дороге наткнёшься на хулиганов, которые попросят закурить, а потом так отметелят тебя, что неделю будешь дома лечиться.

     В 1945 году Колин столик стоял недалеко от разрушенного бомбёжкой железнодорожного вокзала, прямо у края пристанционного рынка. Возвращающиеся из побеждённой Германии эшалоны с демобиллизованными и меняющими дислокацию солдатами, всегда останавливались на этой узловой станции. К приходу эшалона местная торговая сеть выкатывала 200 литровые железные бочки с водкой Немировского спиртзавода. Водку солдатам отмеряли железными пол и литровыми кружками. Закуска была тут же у местных торговок. (Это было до голодной зимы 1947 года). Солдаты продавали или меняли трофейное барахло . Пробовали и играть за Колиным столиком в " Голова - Ножки", "Напёрстки", "Очко". " Буру". Проигрывали. И, если Коля не успевал во время смыться, был жестоко бит фронтовиками. И в "зону" успел ненадолго сходить вместе со своими дружками Ваней Свистом и Сеней Полюхом.

     Да, Коля был совсем не прост, ох непрост! Если бы вы видели его пальцы. Такие тонкие и длинные пальцы обычно бывают у хирургов, виртуозов - музыкантов, фокусников и....картёжников - шулеров. Коля и был таким " фокусником". Его пальцы все время находились в движении, делая пассажи над картами как делает настоящий фокусник или шулер. Да он и был им фокусником-шулером. Вся остальная "команда"- это фон, подыгрывающие ГЛАВНОМУ.

     А пока оставим в покое Колин бизнес и пройдём дальше по базару.

     Вот перевозная тележка - ларёк с газированной водой (явно после 45-47годов).

     Воду продаёт тётя Рая-вдова погибшего на фронте Семёна Черкасского.

     Возле тележки небольшая, но стабильная очередь.

    - Тётю, налыйте стакан воды.

    - Тоби з яким сиропом, яблучным, чы малыновим?

    - Та мени, чыстои.

    - Чысту будеш дома пыти.

     Не спешите осуждать вдову. За убитого мужа она получает 250 рублей(цены до реформы 1961 года), получает процент от вырученной суммы. Это порядка 450-500 рублей. Работает только в сезон ,а это 3-4 месяца. Дома дочка-школьница, а старший сын учится в техникуме в Киеве. Стипендию получает, да разве на неё проживёшь?

     Вапнярка- это не Одесса. Пьющих газводу у тёти Раи намного меньше. Вот и крутится Рая, рискуя даже свободой. Иначе не прожить. Это в Одессе на газводе можно было безбедно существовать. Там риск-благородное дело и кто не рискует, тот не пьет шампанское, а пьёт дряной дешёвый портвейн или "Биомицин" ( "БЄле мЄцне" )

     Напомню читателю старый анекдот из той жизни.

    Додик Гурский, продавец газводы киоска, расположенного, скажем, на углу Преображенской и Большой Арнаутской (Чкалова) получает повестку - вызов к следователю ( не важно к какому). Додик является во-время. Его приглашают (пока приглашают) зайти в кабинет. В кабинете сидит капитан.

    - Здравствуйте, гражданин майор,- обращается к нему Додик.

    - Здравствуйте, гражданин Гурский. Но я не майор, а капитан.

    "Ага, назвал меня не товарищем, а гражданином. Дело плохо,"- думает Додик .

    Но вслух:

    - Это вы пока капитан. А я уже вижу два просвета на ваших погонах и с одной звездой. Пока, конечно.

   - Ладно. Оставьте в покое этот дешёвый подхалимаж. Скажите, мне лучше, как это получилось, что торгуя газированной водой и при зарплате 800 рублей (цены до 1961 года), вы смогли построить себе дачу на 10 станции Большого Фонтана?

  - Ой, гражданин майор!...

  - Капитан!

  - Ну пусть капитан, если так уж вам хочется. Если наше родное Государство под мудрым руководством Коммунистической Партии смогло построить такие гиганты как Днепрогэс, Сталинградская ГЭС и другие ГЭС"ы на обыкновенной речной воде, то почему я простой и малообразованный еврей не могу построить себе какую-то дачку на воде ГАЗИРОВАННОЙ?

    Следующие 8 лет Додик (Давид) Гурский оттачивал свой юмор в местах очень не близких от родной Одессы. Так что это не просто анекдот, а сценка из советской жизни, тем более, что Додик Гурский (фамилия чуть-чуть изменена) действительно существовал, действительно имел "приятную" беседу со следователем и...действительно в результате вышеприведённой беседы(за подробности не ручаемся-они известны только обоим участникам) трудился так далеко от Одессы и даже от Москвы.

    Много ещё "интересного" можно было увидеть на вапнярском базаре. Вы думаете, что там не было карманников. Ещё как были! И очень кваллифицированные. Они заканчивали "школу" в Одессе, а в Вапнярку приезжали "на практику." Некоторые выбирали Вапнярку своим местом жительства, женившись здесь, но на "гастроли", в основном, уезжали подальше. "Работали" в поездах, на вокзалах так же как и их "смежники"- картёжники. Сразу же после войны в Вапнярке "крутились", "подкармливались" беспризорники - дети войны, потерявшие родителей. О вапнярских ворах, бандитах и мошенниках будет написано в отдельной главе.

  

   Но оставим базар жить своей жизнью и пойдём дальше...

 

     А дальше, если перейти через железнодорожный переезд, откроется вид двухэтажного здания школы ( основной корпус). Это школа № 62 Одесской (Одесско-Кишинёвской) Железной Дороги. Этой школе свыше 100 лет. До войны в Вапнярке была ещё одна школа- городская, но она была разрушена немецкой бомбой. Где-то в 60-х здание было восстановлено и в нём разместили какие-то мастерские, а новую школу построили невдалеке, так что школа № 62 в то послевоенное время являлась, можно сказать, почти единственной, где обучались дети всех жителей городка, а не только отпрыски железнодорожников. Была, правда, ещё одна школа - Цаповская. Находилась она неподалеку от "Военного Городка" и в ней обучались как дети села Цаповка, так и дети военослужащих.

    В настоящее время школа № 62 носит имя Дважды Героя Советского Союза Генерала Армии Ивана Даниловича Черняховского. Иван Данилович своё детство провёл в селе Вербовая, находящегося в нескольких километрах от Вапнярки. Он учился в этой школе, и отсюда начал свой ПУТЬ ГЕРОЯ. Окончил эту школу и Валентин Зелинский- карикатурист, редактор Республиканского сатирического журнала "Перець". Многим менее знаменитым докторам, инженерам, Министру Транспорта Украины , юристам, директорам заводов, военнослужащим, рабочим и труженникам сельского хозяйства дала образование эта школа-десятилетка.

    Сразу после окончания ВОВ здание школы находилось в плачевном состоянии. Не было парт: ученики сидели за грубо сколоченными столами, не было учебников и тетрадей, но учиться надо было. И вапнярчане нашли выход из положения. Где-то в году 49-м руководством школы (с одобрения, разумеется, вышестоящих органов) было решено, чтобы родители учеников приобрели за свой счёт парты своим детям. Парты эти и были заказаны и изготовлены местными столярами. Родители объединялись по трое. Значит, за партой вместо двух сидело три ученика. Это нормально, если дети худенькие, а вот, например, автор вместе со своим закадычным дружком Аликом имели проблемы. Согласно жребия третьим партнёром оказался Ясик Шеверножук. Хорошим парнишкой был Ясик, но вот габбаритами отличался от всех однокласником. Ну просто Жиртрест какой-то. Ему одному бы сидеть за такой стандартной партой, а тут втроём. Ну, Ясик то сидел, его не столкнёшь, а вот его "партнёры" попеременно сваливались на пол. В лучшем случае удавалось поместить на скамье одну тощую ягодицу. А Ясик ещё и подталкивал то одного то другого и напевал свою любимую и единственную знакомую ему песню: "Цыкал, цыкал мотоцикл и доцыкал до села". Жалобы "сопартников" Ясика долго не принимались во внимание: Ясик был родным сыном полковника Шеверножука, одного из героев- танкистов в сражении на Курской Дуге.

     Шло время. Школа получила новые парты и другую мебель, а за нашей партой, которую мы "сообразили на троих", сидели уже другие дети, но уже, как и положено, по двое.

    В школе работали учителя, которых можно было назвать бессребниками, энтузиастами и прочими другими лестными эпитетами. Сами голодные, раззутые и раздетые (особенно зимой 1946-1947 гг), они выполняли свой долг -учили детей.

     Начнём с такой уважаемой личности как послевоенный Директор Школы (именно с большой буквы, так как он на всю жизнь остался в глазах своих учеников Директором) Степан Сергеевич Могильный. Учитель истории, он знал также всю историю Вапнярки, хранил архивные документы и фотографии. Его любили и уважали как ученики и их родители так и сами преподаватели. Это был настоящий, не могу сказать точно то ли русский ,то ли украинский интеллигент старой формации. За что его сняли с должности? Чем он не угодил начальству?

     В 1996 году двое учеников посетили Степана Сергеевича. Посидели у него в саду и даже водочки выпили с ним. И записали интересную беседу со старым Директором на видеокассету.

    Всю жизнь в этой школе проработал учителем физики и Иван Васильевич Белоус.

    Учительница русского языка и литературы 5-7 классов Галина Сергеевна...

    Преподаватель русского языка и литературы Берта Борисовна Подгаец. Она была беззаветно влюблена в русскую литературу, и этой любовью "заражала" своих учеников.. Берта Борисовна трагически погибла, упав на лестнице ,подымась на урок. Её заменила тоже филолог Легостаева Надежда Петровна.. Легостаеву 2004 году посетил один из её учеников, и тоже записал бесседу с ней на видеокассету.

   Учительница истории Уманская Юлия Васильевна . "Англичанка"Людмила Александровна Соловьёва и её муж "физкультурник" и тренер Евгений Петрович Соловьёв. А вот о двоих нужно сказать особо. Это преподаватель математики - Николай Потапович Кельбас и преподаватель английского Устим Игнатьевич Янчук. Это были ассы. Господи, как они "издевались над "бедными учениками". Они чуть ли не силой вдалбливали в головы нерадивым ученикам знания. Николай Потапович так интересно преподавал математику, что даже отъявленные лодыри заслушивались и, в силу своих "возможностей", старались выполнять домашние задания.

    Оба преподавателя славились своим ехидством, а нерадивых доводили до белого кипеня. Вот, например сценка. Идёт урок английского.

    Устим Игнатьевич вызывает к доске очередную " жертву":

    -А зараз до дошки викликається дуже старательна персона. Шановний товарышу Степанков! Ласкаво прошу.

    Боря Степанков по прозвищу "Келень" с видом осуждённого на казнь плетётся к доске.

    -Я не буду тебе пытаты про правыла з английськоии граматыкы. Ты и у наший нэ дужэ пэтраєш. Хочу я послухаты, шановный, як ты чытаєш по закордонному. Ось звидсиля и начынай, Устим Игнатьевич тычет пальцем в книжечку для внеклассного чтения.

   - Кейлеб Пла..,пла.., Пламбер..,- Боря останавливается.Следующее слово не читается.

   - Чого цэ ты, Борю, зупынывся ? Нэ знаеш, що такэ Пламэр?

   - Кэйлэб - цэ так дядька того зовуть, а Пламбэр, то мабудь хвамылия.

   - На 50 видсоткив ты, Борысэ, вгадав. А пламэр -то його професия. Пламэр по анлийськи сантехник. Ты що нэ знаєш, хто такый сантехник? Та той, що водяни краны ремонтуе, унитазы, тощо ... Та ты, бачу, що таке унитаз нэ знаеш. Ну куды ты "за витром" ходыш?

   - А-а-а, ср...ты я бигаю до уборноии на нашому подвир"и. Я зрозумив, що пламэр -це гивновоз як наш Ковалэнко.

   - Трохы не так, алэ... Чытай дали.

   - Кейлэб зе пламэр воз..воз..воз

   - А можэ нэ воз, Борю? Можэ саны? А можэ царська карэта? 

   - Ни. Вин, цэй Кэйлэб быкам...быкам...

   - Ни, Борю, нэма там нияким быкам, нэма там и коровам, нэма навить и свыням. Цэ вжэ другый абзац. Сидай, товарышу Степанков, на своє законнэ мисце на Камчатци.

     Ставлю тоби двийку з минусом. Хотив кола поставыты, та ты ж щось там бурчав, мабуть и по английськы. Порадуєш батькив.

    Вот так Устим Игнатьевич опрашивал лодырей. В результате ни один из его учеников не заваливал иностранный язык при поступлении в учебные заведения.

    Работал в школе и старый математик Микола Иванович Недзвецкий. Математик он был неплохой, но слабохарактерный и на его уроках каждый занимался всем чем угодно, только не математикой. Недостатки в обучении впоследствии в старших классах исправлял Н.П.Кельбас. Микола Иванович имел физический недостаток- он был горбат, и кроме того паталогически боялся острых предметов, чем пользовался баламут и хулиган Петя Пикуля .

    М. И., объясняя теорему, приближается к парте, за которой Петя и его сосед Жора Урсол ("Принцип") играют в морской бой.

   - Жора, не бойся, сейчас я его отгоню от нас, шепчет Петя.

   Петя вынимает перочинный ножик и поигрывает им. Он мог бы вытащить и финку, пистолет и даже автомат-этого добра в послевоенной Вапнярке было навалом.

   - Пикуля, заховайтэ гострэ, бо выжэну з класу, бледнея, кричит Микола Иванович

   - Не пидходьтэ блызько, Мыколо Ѓвановычу, бо можэ кольнуты. А з класу пиду з задоволэням.

   - Та сиды вжэ, горэ мое.

    Микола Иванович проводит урок, не приближаясь к парте Пикули.

   Тяжело жилось Миколе Ивановичу на жалование учителя. Ох как редко он обновлял свой гардероб. О нём два его ученика, брат автора и соученик брата Валя Зелинский сочинили стихи с иллюстрациями. Как уже было упомянуто, Валя Зелинский стал штатным карикатуристом "Перца" ,так что можете представить эти вполне профессиональные рисунки. Да и текст был актуальным. Автор попробует по памяти привести некоторые фразы,а вот нарисовать..

    Речь идёт о гардеробе М. И.:

   ...И если бы штаны при этом,

    Они зимой, они и летом...

    Он был бы парень- хоть куда,

    Он человеком стал б тогда.

    И если бы ботинки тоже

    Из новой, из хорошей кожи...

    Он был бы парень хоть куда

    Он человеком стал б тогда ...

    А если б эти если-если

    Подохли бы и не воскресли,

    Он был бы парень хоть куда,

    Он ЧЕЛОВЕКОМ б стал тогда.

   Ну и так далее. Кстати, оболтус Пикуля образумился. Закончил мединститут и долгое время работал в Вапнярке врачём. К сожалению рано умер.

    Не могу не упомянуть среди неординарных учителей школы и Федосью Демяновну Ткачук. Ф. Д. преподавала украинский язык и литературу. Она, можно сказать, была фанатиком своего предмета. Сковорода, Котляревский, Шевченко, Франко, Коцюбинский и особенно Леся Украинка-были для неё как бы живыми людьми. Любовь свою к украинской литературе она, порой не совсем педагогическими методами, вдалбливала в головы своим ученикам, за что получила прозвище "Ведьма". А может сверкающие глаза фанатички являлись причиной этого прозвища? Свою дочь она даже назвала в честь Леси Украинки-Лесей.

    Глибова Ф. Д. считала баснописцем, а не переводчиком Крылова.

   А вот кого она не любила, то это поэта Павла Тычину. Нет, она прямо не заявляла это. Просто при чтении его стихов (а его творчество было объязательным для изучения в средней школе) она как-то поникала, не воодушевлялась. Да и вправду, как тут воодушевиться от такой "поэзии": " Трактор дыр, дыр, дыр,- мы за мир".

   Или: "Як упав же він з коня, та й на білий сніг, Слава, Слава покотилось і лягло до ніг" А может ,она просто не любила советскую украинскую литературу?

  В 5-7 классах историю преподавала Евдокия Романовна Андрейченко. Историю древнего мира, мифы Эллады, путешествия Одиссея- как интересно Е. Р. рассказывала об этом -как сказки.

    Один ученик поинтересовался оливкам. Ну откуда было ему было знать об оливковых деревях и их плодах, никогда не видевши их! Евдокия Романовна ответила на его вопрос так: "Оливки- це солонЄ сливки."

   Всех учителей, конечно, не перечислить, но не упомянуть об учительнице младших классов, автор не считает себя вправе. Этой учительницей являлась Анна Фёдоровна Дикая (Мозоль).Это она сумела за один год превратить 3-х хулиганов , лодырей и заядлых троечников в отличников.Эти три друга даже получили похвальные грамоты.Но ,главное, Анна Фёдоровна сумела пробудить в них ЖЕЛАНИЕ учиться и уверенность в себе. И они запомнили эту скромную женщину на всю жизнь, считая именно её своей ПЕРВОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ!.

   Мой глубоко уважаемый Читатель (а заодно и критик), не очень ругай меня за то, что эта глава пестрит незнакомыми тебе именами(и отчествами). Давай пойдём на компромисс: ты подставь вместо имён, написанных мною, имена твоих любимых учителей. Ведь были же у тебя ЛЮБИМЫЕ или ,в крайнем случае УВАЖАЕМЫЕ?. Иначе ты не смог бы даже прочесть это (да и любое) произведение. Я и написал о своих учителях с тем, чтобы их ученики (а возможно, что кто-то из бывших учеников школы № 62 прочтёт эти строки) вспомнили своих наставников. Чтобы память о них осталась. Впрочем, как и о твоих, если прислушался к моим словам.

  

УЧИТЕЛЬ.

       В этой главе автор хочет поделиться с читателем своими мыслями о профессии учителя. Крупный и не очень крупный государственный деятель в своё время посещал школу. Учился в обычной школе и врач, и инженер, и архитектор, и изобретатель, и выдающийся и не очень выдающийся учёный. Рабочий, агроном, чабан и доярка тоже тоже не избежали учёбы в школе. Люди любой профессии начинали со школы, а ешё точнее с яслей-садика. Родился ребёнок. Он под родительской опекой, но не только. Его отдают в ясли и детский сад, где воспитатель (ница) помогает ему познавать жизнь - даёт первые знания. Ребёнок подрастает и идёт в школу. И тут он попадает к Учителю, Педагогу. В школе ребёнок учится не только читать,писать, считать,не только изучает основы физики,математики, химии. В школе он УЧИТСЯ ЖИЗНИ. И получает Атестат Зрелости (при объязательном среднем образовании). Воспитанием ребёнка занимается ведь и школа наряду с семейным воспитанием. И не всегда семейное воспитание преобладает. Бывает, что школа исправляет детей из неблагополучных семей? Конечно бывает. Так вот важно в какие "руки" попадает ребёнок. Как важна роль учителя в формировании будущего гражданина. И в педагоги должны идти люди.имеющие к этому призвание, те, которые будут любить свою работу и любить детей. Плохого, равнодушного к детским судьбам и на пушечный выстрел нельзя допускать к преподаванию в школе. Плохой учитель воспитает плохого врача, инженера, рабочего, политика. Так почему же труд УЧИТЕЛЯ, я имею в виду школьного учителя, ШКРАБ"а ( школьный работник), оплачивается намного ниже труда врача., инженера? А ведь без хорошего Учителя не будет хорошего врача. Почему же конкурс в педагогические ВУЗ "ы невысок?

   А потому, что профессия Педагога стала НЕПРЕСТИЖНОЙ и МАЛООПЛАЧИВАЕМОЙ. Как же эти самые государственные деятели - министры и депутаты упустили из виду, что, повысив престижность профессии Учителя, сделав эту профессию не только самой высокооплачиваемой, но не менее уважаемой в обществе (как когда-то), они тем самым решат самый главный (по моему понятию) наболевший вопрос КАДРОВ. И тогда пойдет в педагогический ВУЗ самая способная и подготовленная молодёжь. А вот здесь уже можно и ввести отбор на соответствие кандидата на профессию УЧИТЕЛЯ. И средства, затраченные на подготовку и оплату педагогов, окупятся сторицей. Разве не так? Почему же на образование затрачивают так мало средств по сравнению с другими статьями государственных расходов? И в России и в США.

    Только вряд ли прочитают эти строки политики, а, если бы и прочитали...

 

Вверх ▲

 

Інші роботи цього автора Ви зможете знайти за адресою  http://world.lib.ru/g/garbuz_k/

Hosted by uCoz